Когда-то они ездили по дорогам СССР.

В бывшем депо Переславской узкоколейной дороги сделали музей транспорта. Сейчас тут можно найти не один десяток паровозов, локомотивов, вагонов, дрезин и различного железа, которое еще недавно ездило по дорогам страны.

Музей находится в лесах рядом с Переславлем-Залесским. Дорога простая: немного асфальта и участок грунтовки, который когда-то был непроходим для машин. Сейчас его сделали, проедет любая легковушка.

Дорога в музей
Дорога в музей

Заходим в музей под открытым небом и попадаем лет так на 50 назад, когда зеленые паровозы бороздили местные леса, возили работников и торф с болот. В музее собрана техника конца 19 века и первой половины 20-го. Музей частного коллекционера. Коллекцию начали собирать с 1990 года.

Депо УЖД
Депо УЖД

В то время была действующая узкоколейная дорога по вывозке торфа. Узкая колея широко использовалась на всех просторах бывшего СССР. В этом были большие преимущества: быстро строить, удобно и дешево эксплуатировать.

Действующие пути
Действующие пути

Для того, чтобы построить путь, достаточно было прорубить просеку. Затем кинуть рельсы, затраты на это мизерные. Все делалось буквально за день. Узкую колею использовали и в пассажирских перевозках для отдаленных деревень. Также узкоколейные пути были на промышленных предприятиях и даже в военных операциях.

Рельсы можно было класть целиком на землю
Рельсы можно было класть целиком на землю

Сейчас в музее много экспонатов, но не все они работали на Переславской УЖД. Большинство привезли из разных районов СССР. Бывало, что брошенную технику в лесу находили случайно и предлагали забрать. Вывозить это в музей – удовольствие недешевое.

Ржавые экспонаты
Ржавые экспонаты

Вообще может показаться, что тут свалка металлолома, а на самом деле это ценные объекты. К тому же это последние экспонаты, так как с каждым годом действующих дорог становится все меньше. Часть объектов вообще в единственном экземпляре.

Очень много различного железа в музее
Очень много различного железа в музее

Постепенно технику реставрируют, очень сложный и долгий процесс. Глядишь, через год другой, паровоз 157 типа снова поедет по колее. Это был первый узкоколейный поезд, спроектированный при СССР, при этом он был самым лучшим УЖД локомотивом того времени. Построили его в 1928 году. Всего за 9 лет сделали 247 таких паровозов.

Идет реставрация паровоза
Идет реставрация паровоза

А это уже отреставрированные и работающие паровозы. Черный модели Гр-269. Расшифровка простая: Германский по репарации. Построен с целью компенсации ущерба от фашистов после войны. Всего выпущено 400 штук. На дорогах их можно было встретить до 1970-х годов. И еще факт: это были последние паровые локомотивы на узкоколейках. Судьба данного экземпляра непростая. Поработал он на просторах СССР: в Эстонии, Украине и даже в Чечне.

Паровозы времен СССР
Паровозы времен СССР

Зеленый паровоз тоже возмещал ущерб от фашистов со стороны Финляндии. Выпущено всего 30 штук, это единственный сохранившийся экземпляр! Ему даже довелось возить туф в Армении. Данный тип называют танк-паровоз. То есть топливо и вода размещались в самом паровозе, а не в прицепе.

В бывшем депо сделали музей
В бывшем депо сделали музей

Сохранился аутентичный кабинет станции, ведь это реальное бывшее депо. Жаль, что паровозы больше никуда не ходят. Я бы с удовольствием прокатился до Переславля-Залесского или в соседний лес на пикник.

Настоящий кабинет времен СССР
Настоящий кабинет времен СССР