Продолжаю фото подборку паровозов, запечатленных в городах и весях нашей огромной страны.

Паровоз 9П-752 — памятник на ст. Пермь-I
Дорога приписки: Свердловская железная дорога.
Депо: ТЧЭ-17 Пермь-Сорт.
Серия: 9П
Восстановлен в 1987 году молодежью и ветеранами Пермского мотовозоремонтного завода им. А. А. Шпагина.
Установлен в честь 70-летия Октября, 150-летия отечественных железных дорог, в память о работниках главных железнодорожных мастерских.

Паровоз 9П (9-й тип паровоза — заводское обозначение) — маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год. Последний советский паровоз нормальной колеи. Паровозы 9П использовались на маневровых работах советскими железными дорогами, а также многими предприятиями для самых разных целей, например, для подачи вагонов-ковшей под разлив доменного чугуна.

Паровоз Эл.2500 установлен на площади у вокзала г.Севастополь.
Дорога приписки: Приднепровская железная дорога
Депо: Служебные (ПЧ, ЭЧ, ПМС и другие)
Серия: Э
Завод-изготовитель: Харьковский паровозостроительный завод · Харьков
Построен: 1917
Паровоз бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг.

По информации из журнала ТМ №8/78 паровоз Эл.2500 вместе с бронепоездом был завален в Троицком тоннеле, в 1946 г был восстановлен. Позднее этот паровоз был приписан в депо Джанкой и водил по крымским магистралям поезда вплоть до 1967 года. 24 октября 1967 года, как реликвия боевой славы, паровоз был передан железнодорожниками депо Джанкой — Музею героической обороны и освобождения Севастополя.

Машину привела в Севастополь бывшая фронтовая паровозная бригада: машинист М. В. Галанин, помощник машиниста Е. И. Матюш, кочегар В. Г. Иванов. кочегар Черкашин Ф. Ф.

В 90-х к паровозу прицепили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180 которая активно участвовала в боевых действиях, в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота.