РАСЧЕТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ Ж/Д ПУТИ

Военно-полевая узкоколейка Ижевск — Гольяны

остатки насыпи у пристани села
остатки насыпи у пристани села

В истории Ижевска есть упоминание об Ижевско-Гольянской узкоколейной железной дороге, соединявшей когда-то город с пристанью села Гольяны на Каме. Для чего строилась эта дорога и как долго она просуществовала?

узкоколейные дороги начала 20 века
узкоколейные дороги начала 20 века

Военно-полевые железные дороги узкой колеи предназначались для переброски войск и их материального снабжения при ведении боевых действий. Они подразделялись на фронтальные – подводящие к линии фронта, и рокадные – пролегающие параллельно линии фронта. Предшественником узкоколейных военно-полевых железных дорог с локомотивной тягой были рельсовые пути узкой колеи, на которых применялась конная тяга. Такие пути использовались, в частности, в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов.

насыпь, современное состояние
насыпь, современное состояние

В период Первой мировой войны как российской, так и неприятельскими армиями было построено множество облегчённых дорог колеи 600 мм, так называемого «дековилевского» образца (от названия французской фирмы «Decauville»). Большинство военно-полевых железных дорог довольно быстро разбиралось после окончания военных действий и переносилось на другое место. Некоторые из этих дорог сохранились и после войны, претерпев реконструкцию и выполняя гражданские задачи, например, линия Новоельня – Любча на территории Белоруссии, которая существовала до 1965 года.

После начала Первой мировой войны в 1914 году резко возрос грузооборот двух ижевских заводов – железоделательного и оружейного, относящихся к военному ведомству России и не имеющих железнодорожного сообщения нормальной колеи с сетью железных дорог страны. Все снабжение этих двух военных заводов велось по реке Каме через пристань села Гольяны, находящейся в 40 км от заводов, гужевым транспортом, что не обеспечивало резко возросшего грузооборота для них. Продукция этих заводов также доставлялась до пристани села Гольяны, а дальше она направлялась речным путем по Каме.

остатки пристани и насыпи, с.Гольяны
остатки пристани и насыпи, с.Гольяны

Для решения этого важного вопроса (в военное время) по указу правительства России было принято решение соорудить временную узкоколейную железную дорогу Ижевск – Гольяны, протяженностью 36 верст. Она была сооружена силами венгерских и австрийских военнопленных в 1915 г. На сооружение дороги была заложена сумма в 619 тыс. рублей. Дорога от Ижевска была проложена через станцию Завьялово, разъезды Федоски и Барашки, до станции Гольяны. Эксплуатировалась дорога солдатами и офицерами русской армии.

использование конной тяги
использование конной тяги

Особенностью этой дороги, выделяющей ее из других, является то, что это была «военно-полевая» узкоколейная дорога, шпалы у которой были металлические, а не деревянные. Сохранились воспоминания пассажира, который летом 1917 года ехал по этой дороге: «Но еще больше запомнился сухопутный железнодорожный путь до Гольян. Он был совсем короткий, всего сорок верст, но, что самое удивительное, узкоколейный..! На этом сорокаверстном участке все время происходили какие-то железнодорожные неприятности, не обошлось без них и тогда. Наш вагон оказался первым от паровоза, площадка была открыта прямо на тендер, там загорелись дрова, и пламя сразу же перекинулось в наш вагон. Вдоль вагонов снаружи тянулась на паровоз веревка к сигнальному колоколу (как у американских поездов), пассажиры принялись исступленно за нее дергать, поезд остановился, пожар быстро потушили, … я не успел испугаться,  было интересно и только. И вообще  эта узкоколейка и подвижной состав  все держалось на честном слове. Ехали мы не слишком резво, и можно было из окна рассмотреть почерневшие от времени и непогод скирды хлеба, стоящие на межах между полями. Папа мне объяснил, что у местных крестьян, вотяков, существует обычай  хранить необмолоченный хлеб в поле, в скирдах, поставленных на большие камни,  мыши боятся холодных камней и не трогают зерно. Так и стоят эти заветные скирды: сын наследует их от отца, отец унаследовал от деда  берегут на черный день» (из кн. Рахмонов Л.Н. «Люди – народ интересный», 1978 г.).

дорога на карте
дорога на карте

Узкоколейная железная дорога упоминается и в хронике событий Ижевско-Воткинского восстания против большевиков в 1918 году: «…Тем не менее 18 августа из наиболее боеспособных час­тей матросов и латышских стрелков под командованием Антонова был создан экспедиционный отряд и направлен на пароходе военной инспекции в с. Гольяны. 19 августа на пароходе состоялся военный совет. Достаточных разведданных не было, но совет решил взять штурмом Гольяны и двигаться дальше по узкоколейной железной дороге в сторону Ижевска. Высадка десанта произошла успешно. Притом батальо­ну латышских стрелков, насчитывающих 500 штыков, 30 сабель и 4 пулемета, под командованием Я.Ю. Рейнфельда довольно легко удалось овладеть Голь­янами. Противник выставил против красных отрядов два бронепоезда, но вскоре был отогнан».

Просуществовала эта дорога около 10 лет, когда после постройки большой железной дороги на Агрыз в 1924 году была разобрана на металлолом

Остались вопросы?

Заполните форму и мы с Вами свяжемся!

Все данные конфиденциональны

Свяжитесь с нами

Производство и продажа шпальной продукции и материалов верхнего строения пути

Copyright © Все права защищены

ООО ТПК "Уралресурс" ОГРН 1186658065989