В связи с огромными потерями в ходе Великой Отечественной войны в 1943 году и отсутствием возможности в короткие сроки возобновить паровозостроение на собственных заводах, СССР столкнулся с острой необходимостью пополнения паровозного парка. Советскому правительству пришлось обратиться за помощью к своему союзнику по антигитлеровской коалиции — США.

Самый первый товарный паровоз серии Еа-2201, поставленный по ленд-лизу в СССР в годы Второй Мировой войны, в
Самый первый товарный паровоз серии Еа-2201, поставленный по ленд-лизу в СССР в годы Второй Мировой войны, в «Музее железных дорог России», С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

10 апреля 1943 года председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин подписал постановление №3159с «О заказе и завозе паровозов из США и рельсов для НКПС в 1943-44г.».

Согласно этого документа предписывалось разместить в США заказ на поставку в СССР в 1943 году 1000 паровозов, а в 1944 году — 2000 паровозов. Заказывать предполагалось или паровозы Ел, уже поставлявшиеся из Америки в Россию во время Первой Мировой войны или паровозы «Декапод», строившиеся в то время в США. В случае невозможности поставки в 1943 году 1000 новых машин, предписывалось согласиться на поставку «Декаподов» из числа уже эксплуатирующихся в США, с переделкой их на колею ширины 1524 мм.

Будка паровоза серии Еа, не похожая на будки советских паровозов. Фото: Алексей Алексеев
Будка паровоза серии Еа, не похожая на будки советских паровозов. Фото: Алексей Алексеев

Паровозы «Декапод» в дальнейшем получили серию Еа. Новые паровозы внешне отличались от своих предшественников, этому способствовали новая будка, путеочиститель (скотосбрасыватель) американского образца и прожектор, перенесённый с верхней части котла на дверку фронтового листа дымовой коробки.

Решётчатый мётельник и нетипичное для советской школы расположение прожектора на дверки фронтового листа дымовой коробки с ходу выдают нам американскую школу паровозостроения. Фото: Алексей Алексеев
Решётчатый мётельник и нетипичное для советской школы расположение прожектора на дверки фронтового листа дымовой коробки с ходу выдают нам американскую школу паровозостроения. Фото: Алексей Алексеев

В 1944 году к строительству паровозов серии Еа приступили американские заводы ALKO и Baldwin. Самый первый локомотив Еа-2201, построенный заводом Baldwin, поступил в СССР в 1944 году, прибыв в Мурманский порт на судне из состава одного из знаменитых «Полярных конвоев» (предположительно в конвое JW-58). Паровоз сразу же был направлен на Бутовское экспериментальное кольцо (ныне ВНИИЖТ, станция Щербинка) для проведения испытаний, в ходе которых было установлено, что благодаря применению механического углеподатчика (стокера) и усиленного пароперегревателя мощность паровоза серии Еа в сравнении с мощностью паровоза Ел возросла на 20-25%. К слову сказать, немецкие паровозы серии BR52 тип 1-5-0 (или трофейная серия ТЭ) не были оборудованы углеподатчиком.

Тендер паровоза серии Еа имел клёпаную конструкцию, а на паровозах серии Ем применялась сварная конструкция. Фото: Алексей Алексеев
Тендер паровоза серии Еа имел клёпаную конструкцию, а на паровозах серии Ем применялась сварная конструкция. Фото: Алексей Алексеев

В процессе постройки в конструкцию паровозов вносились изменения. В изначальном исполнении паровозы серии Еа оборудовались колосниковыми решётками с плитчатыми колосниками. В дальнейшем же стали применяться наборные колосники (решётка типа «Файербарс»), позволяющие регулировать живое сечение решётки путём выемки отдельных колосников.

Колосниковая решётка с плитчатыми колосниками на отечественном паровозе серии Э. Фото: Алексей Алексеев
Колосниковая решётка с плитчатыми колосниками на отечественном паровозе серии Э. Фото: Алексей Алексеев

Точное количество поставленных построенных и поступивших в СССР паровозов серии Еа и Ем до сих пор вызывает споры у историков. Это связано в первую очередь с наступившим вскоре после окончания Второй Мировой войны охлаждением отношений между бывшими союзниками, из-за чего часть паровозов так и не была отправлена в Советский Союз.

Кроме того считалось до недавнего времени, что все паровозы серии Еа и Ем, отправленные из США в СССР, благополучно достигли место своего назначения. Однако проведённые недавно водолазные работы на затопленном американском транспорте Thomas Donaldson, который в 1945 году был торпедирован немецкой подводной лодкой у входа в Кольский залив, показали, что это не так. Один паровоз серии Е уже поднят на поверхность, но возможно, что на корабле находятся ещё несколько паровозов.

Поставки паровозов в СССР из США осуществлялись через порты Мурманска, Молотовска (Северодвинска), Владивостока и Одессы. Перевозились как в собранном виде, так и разобранными на части (котёл, экипажная часть, тендер и т.д.) Фото: Алексей Алексеев
Поставки паровозов в СССР из США осуществлялись через порты Мурманска, Молотовска (Северодвинска), Владивостока и Одессы. Перевозились как в собранном виде, так и разобранными на части (котёл, экипажная часть, тендер и т.д.) Фото: Алексей Алексеев

Локомотивы Еа и Ем благодаря своей надежности и удобству в эксплуатации пользовались большой популярностью у паровозных бригад и имели прозвище «американка». Из-за происхождения этих паровозов вокруг них ходило много легенд. Например, о том, что в каждом пришедшем паровозе были часы для машиниста и форменная одежда для всей локомотивной бригады, а также непременно был спрятан ящик американской тушёнки или бутылка виски. Документальных свидетельств этому не сохранилось.

Помощь от союзников, поставляемая в СССР из США через океан по программе ленд-лиза.  Фото: Алексей Алексеев
Помощь от союзников, поставляемая в СССР из США через океан по программе ленд-лиза. Фото: Алексей Алексеев

В начальный период эксплуатации значительная часть этих паровозов работала в европейской части нашей страны. Часть паровозов использовалась в колоннах особого резерва ОРКП.

Музейные будни. Советский товарный паровоз средней мощности серии Э на фоне американского локомотива Еа. Наглядно видны и сразу бросаются в глаза внешние различие разных школ паровозостроения. Фото: Алексей Алексеев
Музейные будни. Советский товарный паровоз средней мощности серии Э на фоне американского локомотива Еа. Наглядно видны и сразу бросаются в глаза внешние различие разных школ паровозостроения. Фото: Алексей Алексеев

Эксплуатация американских паровозов была завершена в середине 1960-х годов, в связи с массовым переходом на новые перспективные виды части — дизельную и электрическую. До 1980-х годов машины серии Еа и Ем хранились на базах запаса МПС, после чего началось исключение их из инвентарного парка. Отдельные паровозы этой серии применялись на хозяйственной работе до начала 1990-х годов.

Статья подготовлена на основе информации с экспозиции об истории паровоза Еа-2201, представленной в «Музее железных дорог России» в С.Петербурге.